В золотной вышивке использовали самые разнообразные узоры — от простых полос, петелек, звездочек до сложных композиций растительного орнамента. Как и раньше, золотную вышивку дополняют нашивками блесток и включением самых разнообразных разреженных швов, которые особенно часто применяют при оформлении дополнений к костюму — шарфов, платков, нагрудных украшений.
Своеобразная вышивка получила развитие во Владимирской области. Это тонкая белая гладь с всевозможными стягами и ажурными дополнениями и яркая декоративная вышивка — так называемые владимирские швы.
Белая гладь в прошлом была распространена и на территории Ивановской области (поселок Холуй), где она развивается и по сей день. Но мастерицы Мстеры достигли большого разнообразия как в самих приемах вышивки, так и в характере оформления изделий. Поражает тонкость, изящество и ювелирность белой глади, выполняемой в прошлом и сейчас. Эта вышивка украшала и одежду, и предметы быта. До наших дней сохранились покрывала, накидки на подушки с вышивкой в виде букетов и цветочных гирлянд. Особую нарядность и богатство вышитому гладьевому узору придают ажурные сеточки и стяги с самыми разнообразными переплетениями. Современные мастера в полной мере владеют приемами белой глади, однако большая часть швов выполняется на машине (22 кл.) и даже на полуавтоматах «Текстима», «Цанге». Рукотворность этим вышивкам придают всевозможные ручные ажурные вставки, в которых проявлено много выдумки и фантазии.
Совершенно иными выразительными средствами обладают изделия, оформленные владимирскими швами. Это крупная очень декоративная гладьевая застилистая вышивка красным по белому фону, которую также дополняют всевозможными разделками—сеточками, паучками, звездочками, но без выдерга нитей. Узор вышивки в основном растительного характера. Мастера и художники современного промысла много сделали для развития этого вида искусства. Созданы композиции декоративных занавесей, скатертей, столешниц, в которых широко использованы не только растительные,, но и изобразительные мотивы — архитектура, птицы, фигуры человека.
Вышивка народов Поволжья и Прикамья была в основном связана с разными видами традиционной одежды. Узоры вышивки на каждом предмете одежды обычно различаются по характеру и масштабу рисунка, по цвету и приемам исполнения. И вместе с тем /мы видим единый ритмический строй ансамблей одежды, характерный для марийцев, мордвы, башкир, удмуртов и других народов. Во всех видах национальной одежды выделяются предметы, особо богато и интересно оформленные вышивкой. У удмуртов — это нагрудники, у чувашей, марийцев и мордвы — рубахи и головные уборы.
До наших дней сохранились вышитые изделия народов Поволжья, демонстрирующие многообразие приемов, которые были достигнуты за счет различных комбинаций плотных и разреженных швов. Преобладают очень трудоемкие и сложные виды счетной вышивки: косая стежка, набор, счетная гладь, роспись, мордовская звездочка. Эти швы, дополняя друг друга, создают разнообразную фактуру вышивки. С помощью одной группы приемов мастерица добивается легкости и изящества узора (горно-марийские головные полотенца), с помощью других — массивности и монументальности. Большая часть счетных швов обеспечивает сплошное заполнение крупных орнаментальных швов и больших плоскостей фона. Особенность вышивки народов Поволжья —тщательное, очень тонкое выполнение и почти ковровая плотность узора. В удмуртских нагрудниках, марийских и мордовских головных уборах каждая форма настолько близко соприкасается с другой, что между ними почти не остается просветов фона. Отдельные мотивы в таком вышитом узоре не воспринимаются: они слились друг с другом и образовали новый, как бы наложенный сверху слой ткани с плотной рельефной фактурой. В этих вышивках все построено на равномерном заполнении плоскости повторяющимися мотивами; отсюда — впечатление непрерывности и некоторой незавершенности орнамента.
В вышивке народов Поволжья и Прикамья помимо строгих геометрических фигур довольно часто можно встретить 5-образные мотивы, кресты, ромбы, изображение женских фигур, коней и птиц. В этих мотивах наблюдается проявление древнеязыческой символики. При сопоставлении их с искусством Древнего Прикамья и Северного Приуралья видно, что многие из названных мотивов прошли длительный путь развития, подверглись трансформации и переосмыслению, в значительной степени утратив первоначальные очертания. В силу установившейся традиции эти мотивы продолжают включать в орнамент современные мастерицы.
До наших дней сохранился колорит традиционной вышивки народов Поволжья, который отражает своеобразие этого вида искусства. Неповторимый терракотово-красный цвет является ведущим в марийской и чувашской вышивке. Другие цвета — зеленый, синий, черный — лишь дополняют узор, придавая ему большую выразительность. Особенно привлекательны вышитые изделия чувашского производственного объединения «Паха-Тере» — комплекты салфеток, дорожки, скатерти и столешницы, которые выполняют вручную, сохраняя старинные швы чувашской национальной вышивки.
Еще по теме:
«Глаголица» и ее социальное значение в истории развития нашей страны
Социальное значение глаголицы тоже очень велико в истории развития нашей страны.
Как я выше уже сказала, на Руси начался процесс социального расслоения общества. Это характерно для всех стран в разные исторические периоды. Но в нашей стр ...
Модерн в зарубежном и русском искусстве рубежа ХІХ-ХХ веков
В конце 19 века блестящая плеяда французских живописцев-импрессионистов совершила подлинный переворот в европейской живописи. Среди выдающихся художников – Ренуар, К. Моне, Э. Мане, Дега, Базиль, Писсарро, Сислей, Сезан и другие. В группе ...
Особенности японской культуры
На Японском архипелаге имеются находки мезолитической (додзёмон, 10–6 тыс. лет до н.э.) и неолитических (протодзёмон и дзёмон, 7 тыс., 6–1 тыс. лет до н.э.) культур. Письменные источники датируются началом 8 в. н.э. С этого времени можно ...