В 1675 году Алексей Михайлович совершил последний свой "Угрешский поход". Его старшему сыну, Федору Алексеевичу, побывать на Угреше так и не довелось. В следующий раз монастырь встречал государя в 1682 году - тогда сюда приехал совсем еще юный царь Петр Алексеевич. В первые годы царствования он часто жаловал Николо-Угрешскую обитель своими посещениями, не забывая и о традиции ссылать сюда "бунташный люд" - в 1698 году Угрешский монастырь стал одним из мест заключения мятежных стрельцов.
В первой половине XVIII столетия Николо-Угрешский монастырь, не получая более внимания государей (Угрета не была теперь обителью, "особо приближенной к столице"), обеднел. В 1737 году игумен Варлаам II подал в Синод рапорт о том, что монастырские постройки пришли в крайнюю ветхость, но ответа не получил. Лишь после урагана 1739 года, когда ветер сорвал крыши со зданий монастыря и поломал кресты, сюда был командирован архитектор, составивший смету расходов на ремонт. Никакого "роскошества" эта смета не предполагала. Многие обветшавшие каменные сооружения разобрали и на их месте возвели деревянные.
Екатерининская эпоха ознаменовалась для Николо-Угрешского монастыря хотя и не полным разорением, но серьезным упадком. В 1763 году здесь поселили - на монастырских хлебах и жалованье - отставных солдат. (Идея навязать монастырям утилитарную роль, заставить их "доставлять пользу" витала вокруг российского престола с начала XVIII века; еще Феофан Прокопович заявлял: "Бегут в монастыри от податей и от лености, чтобы даром хлеб есть . Большая часть тунеядцы суть . А что говорят - молятся, то и все молятся, что же прибыль обществу от сего?") 1764 год принес обители новую напасть - ее отнесли к штатным монастырям III класса. Отныне в "штате" монастыря могло быть не более 12 монахов, включая настоятеля.
А еще не так давно в обители подвизались несколько десятков насельников. В 1655 году, согласно летописным данным, пятьдесят иноков монастыря умерли от чумы. Эта скорбная весть дает нам представление о многолюдстве обители. В 1771 году Николо-Угрешский монастырь ждал еще один удар - в связи со строительством нового дворца в Кремле разрушили монастырское подворье, существовавшее с XV века.
Не обошли Угрешу стороной и события 1812 года. К счастью, монастырская ризница не пострадала - ее заблаговременно вывезли в вологодский Спасо-Прилуцкий монастырь. Но монахам пришлось натерпеться от незваных гостей. У нас не осталось сведений о том, каковы были обстоятельства и последствия пребывания наполеоновских солдат в Николо-Угрешском монастыре (они стояли здесь около месяца), однако воспоминания, оставленные насельниками других московских и подмосковных обителей, убеждают в том, что захватчики чувствовали себя в святых храмах полными хозяевами. Например, иноки Николо-Перервинского монастыря (ближайшего к Угреше) так говорили о бесчинствах, творимых французами: "Они ходили по церквам в шляпах и через Царские двери . Сняли с образов серебряные венцы . Разобрали более половины медного посеребренного паникадила, но, узнав, что оно не серебряное, бросили". Мелким грабежом захватчики тоже не гнушались: "С тюфяков и подушек французы взяли все наволочки, делая себе из них рубашки".
К середине XIX столетия Николо-Угрешский монастырь являл собой печальное зрелище: каменная ограда похилилась, крыши на некогда грозных сторожевых башнях прохудились, из скотины монахи владели лишь двумя коровами да двумя лошадьми. И самих-то монахов было даже не двенадцать, как разрешалось по штату, а меньше: казначей, два иеромонаха и два послушника. Доходов обитель не получала почти никаких. В таком состоянии застал обитель будущий благоустроитель ее о. Пимен (Мясников), прибывший сюда в качестве келейника вместе с новоназначенным настоятелем о. Иларием, бывшим ризничим знаменитого Александро-Свирского монастыря.
В 1853 году о. Пимен, ныне прославленный в лике преподобных, был возведен во игумены. В этот же день, 16 октября, в монастыре ввели общежительный устав. Эта дата явилась поворотной в истории монастыря. За четверть века настоятельства прп. Пимена обитель превратилась из захудалой в одну из самых красивых и организованных в хозяйственном отношении в Москве и близлежащих уездах. Что касается собственно монашеского делания, то общежительный устав, хотя и с большим трудом, привился в Николо-Угрешском монастыре и принес добрые плоды.
Еще по теме:
Источники формирования образа Богородицы в иконографии
За десять веков христианской культуры в России создано великое множество икон Богоматери. Специалисты насчитывают до семисот иконографий. Богородичные иконы христоцентричны по определению, так как через рождение Христа Мария становится Бо ...
Мастера
К старшему поколению петриковских мастеров принадлежат Татьяна Пата, Арина Пилипенко, ее сверстница Надежда Билокинь, Полина Глущенко, Мария Приймаченко, и кое-что из более молодых Анна Исаева и Надежда Тимошенко.
Все они сформировались ...
Противоречие науки и культуры
По мере осознания несоразмерности научно-технического прогресса и дальнейшего развития личности, нарастают пессимистические взгляды на мир, критические ноты в отношении достижений науки и техники. По-видимому, как отмечает В. Библер, “раз ...