Остаток монашеской общины держался за Успенский храм, ставший приходским. Власти закрыли его в 1934 году, разместив в нем экспозицию филиала Государственного Исторического музея.
В военные годы отношение советского государства к I Церкви изменилось. В'1944-м в зданиях Новодевичьего монастыря открылись Православный Богословский институт и Пастырско-богословские курсы, позже преобразованные в Московские духовные академию и семинарию и переведенные в Троице-Сергиеву Лавру. Тогда же возобновились богослужения в над-вратном Преображенском храме, а на следующий год был освящен Успенский храм.
В 1994 году в Новодевичьем возродилась монашеская жизнь.
За сравнительно короткий срок правления царевны Софьи Алексеевны суровый средневековый вид Новодевичьего монастыря сменился нынешним — ярким, нарядным. Все постройки были выполнены в кирпиче, с белокаменными деталями, и связаны единством приемов и форм «московского барокко», благодаря чему ансамбль отличает удивительная целостность.
Как повествуют летописные источники, собор в честь Смоленской иконы Бо-жией Матери был заложен в 1524 году и закончен к престольному празднику, 10 августа 1525-го. Впрочем, некоторые современные ученые склонны датировать собор 60-ми годами XVI века. Это не исключает того, что на месте Смоленского мог стоять первый каменный храм Новодевичьего монастыря, построенный Василием III, т.е. до 1533 года.
Четырехстолпный, крестовокуполь-ный, пятиглавый, на высокой белокаменной подклети, Смоленский собор сложен из болыпемерного кирпича. Фасады практически лишены декора, только трехчастная апсида украшена тонким аркатурным пояском. Своды опираются на крестчатые столпы (новшество, привнесенное в русское зодчество итальянцами). Главы собора сдвинуты на восток, в сторону алтарной части, так что одно отделение здания оказывается не под куполами, а как бы вынесено вперед. Именно на алтарь, по замыслу древних зодчих, направлен сверху поток света, льющийся сквозь щелевидные окна в высоких барабанах под куполами.
Собор окружен с трех сторон закрытой белокаменной галереей с арочными проемами, часть которых ныне заложена. В XVII веке с севера и юга к галерее пристроили два высоких крыльца. Их ступени ведут ко входу в собор. На галерее были устроены четыре маленькие придельные церкви. Сохранились две: во имя святых апостолов Прохора и Никанора, чья память совпадает с празднованием Смоленской иконе Богородицы, и во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Еще один малый престол в честь чуда Архангела Михаила в Хонех — в диа-коннике собора.
Собор очень велик. Высота от уровня пола подклети до креста — 42,5 м.
Росписи стен и столпов Смоленского собора выполнены в 1526—1530 годах, сводов — позже, в царствование Бориса Годунова. В XVII веке стены поновляли иконописные мастера И. Елизаров и Ф. Карпов. Их работой руководил Симон Ушаков. На одном из столпов — фреска его работы «Седьмой Вселенский собор». Росписи расположены в несколько ярусов и посвящены Акафисту Пречистой Деве, Сказанию о Римской-Лиддской иконе, чудесам Смоленской иконы Богоматери. Широко представлена в росписях тема святых воинов и русских князей.
От иконостаса, поставленного Борисом Годуновым в 1598 году, сохранились иконы верхних четырех рядов и одна икона местного ряда, изображающая святых благоверных князей Бориса и Глеба.
Дошедший же до нас пятиярусный деревянный золоченый иконостас возведен в 1683—1686 годах по приказу царевны Софьи Алексеевны. Он выполнен в новой для того времени технике сквозной, «флемской» (т.е. фламандской), резьбы мастерами из кремлевской Оружейной палаты.
Еще по теме:
Современные проблемы и пути их решения
Отсутствие национально-территориальной целостности негативно влияет на этническое самочувствие народа, в том числе и на состояние экономики. И поэтому не случайно конец 1980 - начало 1990 годов отмечается всплеском национального самосозна ...
Японская художественная культура
Для японской художественной культуры характерно то, что художественные традиции Японии смогли противостоять влиянию других культур. Каждое новое влияние японская культура перерабатывала, придавая ему иное звучание. Если континентальные к ...
Типология культуры
Общеизвестно, что реальный социокультурный мир, в котором мы живем, выступает перед нами не как нечто однородное, однообразное, а, напротив, как богатейшее множество, разнообразие уникальных самобытных культур. Нас, живущих в XXI столетии ...