После семилетнего регентства и стрелецкого бунта в сентябре 1689 года Софья, не захотевшая уступать трои брату, была свергнута Петром I и отправлена в Новодевичий.
И в заточении она не перестала бороться за власть, в 1698 году организовав еще один стрелецкий бунт, жестоко подавленный Петром. Этот мятеж привел в Новодевичий и других сестер Петра и Софьи, царевен Милославских Евдокию, Екатерину и Марию.
Генерал-фельдмаршал князь И. Ю. Трубецкой, в молодости капитан и начальник воинской команды, караулившей Софью Алексеевну, утверждал, что верные свергнутой правительнице стрельцы сумели сделать подкоп под монастырь, разломали пол в покоях царевны Софьи и чуть не вывели ее подземным ходом, но после схватки со сторожившими обитель солдатами были переловлены.
Петр устроил при монастыре отделение Преображенского приказа — здесь допрашивали бунтовщиков, головами казненных стрельцов унизывали зубцы монастырских стен. Всего было казнено около 200 человек.
Софью, по воле Петра I, постригли в монахини с именем Сусанна. Перед окнами ее кельи в течение пяти месяцев висели трупы казненных стрельцов. В руку одного из них была вложена челобитная о вступлении царевны на престол. Пять лет прожила царевна под строгим надзором. В 1704 году она умерла, а за год до кончины приняла схиму, взяв при этом прежнее имя — Софья. Однако и по смерти узницы Петр не снял опалы с обители: ворота монастыря оставались постоянно закрытыми, свидания сестер с родственниками были строго ограничены.
В 1721 году обитель перешла в ведение Святейшего Синода.
В 1727-м по указу Петра II в Новодевичий перевели из Шлиссель-бургской крепости опальную первую жену Петра I и мать царевича Алексея Евдокию Федоровну Лопухину, в иночестве Елену. Она поселилась в палатах царевны Екатерины Алексеевны, которые впоследствии получили название Лопухинских. Существуют свидетельства, что, пережив Петра II, Евдокия Федоровна отказалась от трона, предложенного ей Верховным Тайным советом. Окруженная почетом, она умерла в монастыре в 1731 году.
После императорского манифеста 1764 года о секуляризации церковной недвижимости Новодевичий монастырь, лишившись землевладения, получил взамен денежное и хлебное жалование, Было предписано число монашествующих в нем: 70 человек; игумений стали назначаться Синодом.
С конца XVIII века и до 1868 года монастырь использовался церковной властью в качестве исправительного учреждения для женщин Москвы и Московской губернии, осужденных судом за неверие.
Конечно же, обитель была не только местом заточения и почетных ссылок, но славилась и делами милосердия. В 1724 году при монастыре открылся приют для «зазорных младенцев» женского пола, рассчитанный на 250 человек. Девочек обучали плетению голландских кружев мастерицы, выписанные Петром I из Брабанта. Тогда же в обители устроили приют и больницу для старых солдат и офицеров. Сиротские приюты, церковноприходская школа, богадельни для старых монахинь действовали в обители до революции.
Не миновала Новодевичий и «гроза 1812 года». К счастью, незадолго до входа французов в Москву удалось вывезти святыни монастыря и его самое ценное имущество в Вологду.
Оправившись после наполеоновского нашествия, Новодевичий в XIX — начале XX века слыл одним из лучших столичных монастырей. В нем жили до 300 монашествующих.
Советская власть упразднила Новодевичий в 1922 году.
На его территории устроили «Музей раскрепощения женщины», в 1926-м в стены обители переехал Государственный музейный фонд.
Еще по теме:
Народное поэтическое творчество
Народное поэтическое творчество - массовое словесное художественное творчество того или иного народа; совокупность его видов и форм, обозначаемая в современной науке этим термином, имеет и другие названия - народная словесность, устная сл ...
Василий Дмитриевич Поленов
В. Д. Поленов родился в дворянской семье, где живо интересовались историей, литературой, искусством; учился в Академии художеств и одновременно в Петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение, молодой художник бы ...
Виды искусства
Разграничение видов искусства осуществляется на основе элементарных, внешних, формальных признаков произведений. Гегель выделил и охарактеризовал пять так называемых великих искусств. Это архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия. ...