Созданию более мощных, каменных укреплений, предшествовали, однако, некоторые весьма примечательные события.
Еще со времен Ивана Грозного в Новодевичьем монастыре принимали постриг жены и дочери опальных князей и бояр и даже некоторые царские родственницы. А в январе 1598 года, после кончины царя Федора Ивановича, вдова последнего, Ирина Годунова, также изъявила желание провести остаток жизни в посте и молитве вдали от суетного мира. Она отказалась от предложенного ей царства и удалилась в Новодевичий монастырь, где постриглась с именем Александры. Покинул Москву и фактический правитель государства - Борис Годунов. Он приехал в Новодевичий монастырь и остановился у своей сестры.
Тем временем патриарх Иов и другие сторонники Годунова не бездействовали, а сумели склонить народ просить на царство Бориса Федоровича. В феврале 1598 года в Москве состоялся Земский собор, на котором царем был избран уже показавший себя разумным правителем Борис Федорович Годунов.
Трижды толпы москвичей ходили к Новодевичьему монастырю приглашать Годунова на престол. Дважды Борис отказывался. Наконец, состоялся последний крестный ход, возглавленный патриархом Иовом. После совершения литургии в монастырском соборе патриарх и бояре пришли в келью Ирины, где находился тогда Борис, и только на этот раз он согласился вступить на престол. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря Борис Годунов был наречен на царство, а торжественное венчание на царство состоялось уже в кремлевском Успенском храме.
С тех пор Борис Годунов оказывал Новодевичьему монастырю особое покровительство. Именно на его щедрые пожертвования в начале XVII века были сооружены здесь первые каменные крепостные стены и башни.
Линия укреплений достигла девятисот метров, охватывая площадь, равнявшуюся приблизительно пяти гектарам. Стены первоначально не имели столь характерных для них зубцов в форме ласточкина хвоста - по крайней мере, так они представлены на старинных изображениях. Высота стен достаточно внушительная - до одиннадцати-тринадцати метров, ширина - около трех метров. Как и в других русских крепостях данного периода, здесь были представлены три боевых яруса - галереи для верхнего боя, бойницы для среднего и подошвенного боя. В систему укреплений входили двенадцать боевых башен. Башни завершались высокой скатной кровлей. Главные ворота, ведущие в монастырь, располагались с северной стороны.
Для охраны крепости был определен гарнизон стрельцов, достаточно многочисленный. Однако находиться воинам в пределах женского монастыря не полагалось, и потому они имели доступ только к крепостным стенам и башням, а от остальной монастырской территории были ограждены. По некоторым данным, к концу XVII века около всех четырех угловых башен находились каменные караульни, отделенные высоким деревянным забором от остальной площади. Там размещались стрельцы (по триста пятьдесят человек в каждой караульне), а на первых этажах некоторых башен были устроены арсеналы.
Если в годы царствования Бориса Годунова Новодевичий монастырь достиг определенного процветания благодаря щедрым государевым пожертвованиям, то во время Смуты в начале XVII столетия на долю обители выпало множество скорбей и невзгод.
В 1610 году, когда на московское царство Боярская дума избрала королевича Владислава, к столице были допущены польские отряды. При этом несколько рот из пехотных полков и часть кавалеристов из войска гетмана Жолкевского оказались размещены в Новодевичьем монастыре. А весной 1611 года, когда к Москве подошли воины первого земского ополчения, в Новодевичий монастырь ворвались отряды поляков и немецких наемников, и остававшиеся еще в обители инокини были уведены в войсковой стан, а сам монастырь разграблен и сожжен.
Еще по теме:
Целостная критическая оценка теории культурно-исторических типов с точки
зрения современности
Важнейший позитивный вклад теории культурно-исторических типов (первого варианта теории локальных цивилизаций — родоначальником которой и был Н.Я.Данилевский) — разработка “типологической” альтернативы традиционной для мировой историограф ...
Мировые религии. Отечественная культура XX века
Этимологически термин религия восходит к латинскому глаголу religate (связывать).
Религия как явление включает в себя ряд компонентов:
· вероучение: верования, составляющие систему догматов, ведущую начало от мифологии данной религии;
...
Костюм
Дамская одежда, которую носили до первой мировой войны, была совершенно неприемлема в военное время. Женщинам, работающим в тылу, нужны были удобные, функциональные вещи. Из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, пл ...