При царевне Софье не были оставлены без внимания и крепостные стены и башни обители, выглядевшие слишком суровыми рядом с новыми нарядными сооружениями. Именно тогда старые башни получили украшение в виде ажурной каменной резьбы и многоцветную окраску, а стены были увенчаны двурогими зубцами в виде ласточкина хвоста. Крепостные сооружения Новодевичьего монастыря стали подобны другим наиболее значительным московским укреплениям - Кремлю, ограде Донского монастыря.
Конец правления царевны Софьи и, в связи с этим, дальнейшие перемены в судьбе монастыря, которому она оказывала покровительство, относятся к 1689 году. Царь Петр, уже достигший семнадцатилетнего возраста и женившийся, согласно понятиям современников, мог уже править самостоятельно и не нуждался в опеке со стороны старшей сестры. Пытаясь удержаться у власти, Софья вновь пыталась поднять стрельцов. Но на этот раз расстановка сил переменилась и такой поворот событий лишь ускорил устранение Софьи от государственных дел. К Петру I, перебравшемуся в Троице-Сергиев монастырь, подошли верные ему полки. На его сторону встали патриарх, большинство бояр. А Софья со своими сторонниками оказалась в изоляции и вскоре была устранена от управления страной. Власть полностью перешла в руки Петра I, а недавней правительнице Софье пришлось отправиться на жительство в облагодетельствованную ей Новодевичью обитель.
Но потерпевшая поражение царевна не желала мириться со своей участью. В 1698 году, когда царь Петр Алексеевич находился за границей, вновь вспыхнул стрелецкий мятеж. Это выступление вскоре было подавлено правительственными войсками, а во время следствия выяснилось, что организацией бунта занималась царевна Софья. В результате условия пребывания старшей сестры Петра I в Новодевичьем монастыре стали более строгими. Софья была пострижена в монашество с именем Сусанны. Как полагают, опальная царевна проживала в этот период в покоях, расположенных в районе Напрудной башни - окна отсюда выходили в сторону пруда. В источниках имеются указания на то, что, когда осенью 1698 года в Москве начались казни стрельцов, некоторых участников бунта повесили прямо напротив кельи инокини Сусанны.
В связи с пребыванием в Новодевичьем монастыре царевны Софьи и некоторых других лиц, настроенных враждебно по отношению к государю, охрану обители непрестанно несли солдаты Преображенского полка. Условия жизни монахинь стали более суровыми. Теперь выходить за пределы обители им не дозволялось совершенно. Единственной радостью общения с внешним миром оставались лишь прогулки по крепостным стенам, разрешавшиеся только по праздникам. Встречи инокинь с родственниками стали происходить редко, да и то под наблюдением пользовавшихся доверием у начальства лиц.
Тем не менее, и тогда монастырь был одним из самых крупных и богатых женских монастырей России. За стенами святой обители подвизалось около трехсот инокинь. В конце XVII - начале XVIII века Новодевичий монастырь имел обширные земельные владения в различных районах страны, утраченные только в конце XVIII века в связи с указом Екатерины II о секуляризации церковных земель. В XVIII-XIX веках монастырские строения неоднократно ремонтировались и были даже сооружены новые здания, которые, однако, не внесли существенных изменений в сложившийся к тому времени архитектурный ансамбль.
Около сотни лет жизнь в Новодевичьем монастыре проходила мирно и спокойно. Новые испытания на долю обители выпали в 1812 году, во время нашествия Наполеона.
После Бородинского сражения французы направились в Москву. Новодевичий монастырь, как и во время польской интервенции начала XVII века, оказался под угрозой захвата неприятелем. Часть инокинь во главе с настоятельницей успела удалиться в Вологду, захватив с собой наиболее ценные предметы из монастырской ризницы. Тем, которые остались, казалось, грозила участь, подобная той, что постигла их предшественниц два века назад.
Еще по теме:
Римская эсхатология
Римская космогония была неразрывно связана с эсхатологией. Как это ни парадоксально, столетиями римляне были одержимы идеей «конца Рима» и стремились обрести, как пишет М. Элиаде, систему его «renovatio» (обновления). Существовало древнее ...
Афина - "Лемниянка"
На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия – Аполлон, воздвигнутый в 460-450 годах до н.э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н.э. посвятили родному городу гра ...
Декоративно-прикладное
творчество мастеров страны
Шведская декоративно-прикладная отрасль, которая насчитывает более ста лет, тесно связана с развитием современного индустриального общества в Швеции. Началось все в 1897 году на всемирной выставке в Стокгольме, где был представлен фарфор ...