Наука эпохи Просвещения

Культура и искусство » Место науки и религии в развитии общества » Наука эпохи Просвещения

Страница 1

Понятие и функции науки

В числе различных видов человеческой деятельности особую сферу составляет наука, которая является формой общественного сознания. Ее основная функция – познавательная – состоит в том, чтобы вырабатывать и теоретически систематизировать объективные знания о действительности. Наука включает деятельность по получению нового знания, а также накоплению научных знаний, приобретенных прежде. Другие функции науки – хранение и распространение знаний. Полученные в предшествующие эпохи и новые знания и образуют в совокупности научную картину мира.

В отличие от научной может быть вненаучная и донаучная картина мира. Научная картина мира формируется на основе достижений отдельных наук, например физики, астрономии, биологии, философии и др. может формироваться и общенаучная картина мира. В этом случае определяющим элементом для представления картины мира будет та область познания, которая занимает лидирующее положение.

В современном естественно - научном познании лидирующее положение занимает физическая картина мира. Непосредственные цели науки состоят в описании и предугадывании, прогнозировании процессов и явлений окружающего мира. В широком понимании наука – теоретическое отражение действительности.

Являясь одной из сфер человеческой деятельности, наука – способ освоения мира. Но это специфическая, особая форма деятельности и отличается от других видов деятельности, как в сфере материального производства, так и в духовной сфере.

Познавательные функции науки тесно связаны с воспитательной. Она включает формирование определенной ценностной ориентации и нравственных качеств. Для науки как системы знаний высшей ценностью является достижение истины, а истина в морально-этическом плане нейтральна. Поэтому нравственные оценки не могут быть применимы в самой истине, они могут относиться только к способу, методу получения знаний или к деятельности по применению результатов исследования. Здесь возникает проблема соотношения науки и нравственности, суждение о которой можно вынести в зависимости от целей применения открытий. Ученый должен нести моральную ответственность за социальные последствия антигуманистического применения его открытия.

Своеобразие науки как особой сферы человеческой деятельности можно показать ее сопоставлением с другими видами деятельности. Так, сравнивая науку с искусством, мы видим, что научное творчество отличается от художественного. Если искусство направлено на закрепление субъективного начала в восприятии мира, то в науке содержание знания объективно, и чем выше степень объективности, тем лучше наука выполняет свою познавательную функцию.

Если сравнить науку и религию, то обнаружится, что в основе религии лежит вера в сверхъестественные начала, она обращается к сверхразумным доводам, опирается на душевные откровения. Наука изучает окружающий мир, исходя из него самого, аргументируя и практически подтверждая получаемые ею знания.

Наука входит в более широкое понятие культуры, которая подразделяется на духовную и материальную. Наука является элементом культуры, одной из ее подсистем и одновременно феноменом культуры.

Эпоха Просвещения

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль как бы руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки.

Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

Восемнадцатое столетие имеет немало метаморфических обозначений – «фарфоровый век», «галантный век», «философский век», но наиболее известно определение этой эпохи как века разума и просвещения. Облик этого периода складывался под мощным воздействием идеологического общеевропейского движения просветителей, которые видели главную причину человеческих бедствий и общественных зол в предрассудках, невежестве, суевериях. Образование, свобода мысли – вот, с их точки зрения, путь культурного и социального прогресса. Главное – навести порядок в головах людей, и тогда они преобразуют свою жизнь на разумных, рациональных началах.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Поэзия
а) Поэзия интеллектуалов. Количество поэтов в интеллектуальной среде не прекращает расти по мере расширения Империи. С обоснованием в Стамбуле, после его завоевания, султана со своим двором культурная жизнь в Империи обрела новый размах. ...

Летописание и литература
С начала XV в. на первый план выдвигается летописание Москвы. Каждая летопись – это своеобразная историческая энциклопедия, цельное произведение. Известна Троицкая летопись 1408 г., летописный свод митрополита Фотия, проводившего идею еди ...

Работа над ритмической чёткостью
Краснощёков «умение петь вместе, ритмически чётко одновремино произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения – является важнейшим качеством хоров ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация