Начало созданию этнографических коллекций в России было положено в 18 в., когда из экспедиций в Сибирь, Поволжье, Кавказ были привезены диковинные предметы, относящиеся к иным культурно-этническим сообществам. Первые этнографические коллекции появились в составе Петербургской Кунсткамеры (1714 г.)
В 19 в. этнографические коллекции становятся распространенным типом коллекций в музеях и частных собраниях. В 1848 г. основан Этнографический музей Русского Географического общества в Петербурге, в 1867 г. - Дашковский этнографический музей как подразделение Румянцевского музея, этнографический отдел Русского музея. Значительные этнографические коллекции были сформированы в этот период в местных музеях: в Иркутске, Тифлисе, Минусинске, Тюмени, Владивостоке, Чите, Рязани, Архангельске и др., в музеях при университетах, научных обществах и статкомитетах. Для пополнения этнографических коллекций снаряжались специальные научные экспедиции. В 1924-48 гг. в Москве работал Музей народоведения, в котором были сформированы уникальные этнографические коллекции, характеризующие многочисленные народности России. Во второй половине 20 в. этнографические коллекции становятся все более специализированными, они различаются по географическому, этническому, предметному принципам.
В настоящее время крупнейшие этнографические коллекции находятся в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого в Петербурге, в Российском этнографическом музее, Музее истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока и др. Этнографические коллекции представлены в музеях декоративно-прикладного и народного искусства, в составе национальных музеев республик РФ и музеев исторического профиля, существуют практически во всех краеведческих музеях страны. Значительные этнографические комплексы находятся в составе музеев под открытым небом (Усть-Вымский историко-этнографический музей, музей-заповедник "Тальцы" под Иркутском)
Художественные коллекции - собрания предметов изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры), декоративно-прикладного и народного искусства. Во все времена служили удовлетворению эстетических потребностей, отражая развитие эстетических представлений и наук об искусстве.
Известны с древнейших времен. Прообразами художественных коллекций считаются коллекции древнегреческих храмов муз Мусейонов, коллекции при храмах и термах Др. Рима. Являлись составной частью ризниц храмов и монастырей, царских сокровищниц средневековой Европы (в России, например, художественные коллекции находились в составе Оружейной палаты), универсальных коллекций древностей, кунсткамер эпохи Возрождения и Нового времени (Петербургская кунсткамера). Целенаправленное коллекционирование художественных предметов начинается в эпоху Возрождения в Италии. Стремление к запечатлению процесса развития искусства и осознание ценности собираемых артефактов приводит постепенно к выделению художественной части собраний в самостоятельный вид коллекционирования. В России этот процесс приходится на 18 в., когда создаются художественные галереи и ценные художественные собрания во дворцах и усадьбах: в Петергофе, Царском Селе, Эрмитаже, во дворцах Юсуповых, Строгановых, Шуваловых. Для размещения художественных коллекций были выстроены специальные здания.
К началу 19 в. относятся первые попытки придать художественным коллекциям статус музея, а в художественных коллекциях появляются произведения современных русских художников. Так, на правах частного музея существовали "Русский музеум" Павла Свиньина, галерея Ф.И. Прянишникова и др. Во второй половине 19 в. на основе частных художественных коллекций создаются художественные музеи: Третьяковская галерея, Цветковская галерея, Музей изящных искусств и др., а также сеть провинциальных художественно-промышленных музеев. Собиратель, руководствовавшийся прежде лишь собственным вкусом и модой, теперь начинает ориентироваться на исследования в области искусствознания. Художественные коллекции все более специализируются, к концу 19 в. как самостоятельные области художественных коллекций выделяются коллекционирование икон (коллекция И.С. Остроухова), предметов декоративно-прикладного искусства (коллекции М.К. Тенишевой, Г.А. Брокара).
В 20 в. художественные коллекции остаются важной частью частного коллекционирования, которые зачастую пополняют фонды государственных собраний.
Коллекции книг представляют собой собрания книжных раритетов, рукописных, старопечатных и современных изданий, имеющих историческое, библиографическое, художественное значение.
Книги становятся объектом собирательства в древнейшие времена. Одними из первых известных коллекций были именно книжные - известно о создании книгохранилищ при дворцах и храмах Древнего Египта и стран Передней Азии (Александрийская библиотека, 3 в. до н.э.; собрание клинописных текстов при дворце Ашшурбанипала в Ассирии). Длительное время книги собирались как источник информации; позднее - также с целью сохранить книгу как произведение книгопечатного и изобразительного искусства, явление культуры. В средние века значительные книгохранилища создавались при монастырях, храмах и первых университетах. В России крупные книгохранительницы были сформированы при Софийском соборе в Новгороде Великом, в Софии Киевской, в Кирилло-Белозерском, Соловецком монастырях. С 15 в. в Европе и с 17 в. в России начинают формироваться частные книжные собрания. В 18 в. формирование коллекций книг становится делом государственным, в результате образуются такие крупные книжные хранилища как библиотека Императорской Академии наук в Петербурге, библиотека Московского университета и др. В 19 в. часть книжных коллекций преобразуется в крупные государственные библиотеки, другая часть становится значимой частью музейных собраний (Румянцевская библиотека, Синодальная (Патриаршая) библиотека, библиотека Эрмитажа).
Еще по теме:
Здравоохранение
Управление здравоохранения г. Набережные Челны Министерства здравоохранения Республики Татарстан является территориальным органом Министерства здравоохранения Республики Татарстан, реализующим функции здравоохранения в городе Набережные Ч ...
Культурное наследие
страны
Литература и драма. Многие современные шведские авторы создают шедевры, представляющие собой причудливую смесь из экспериментальной логики и экскрементального материализма. Глубина экскрементализма и высота полета логической мысли бывают ...
Кинематографические конкурсы
По силе эмоционального воздействия на зрителя кинематограф, пожалуй, до сих пор не имеет себе равных. Недаром в советский период часто цитировалось высказывание В. И. Ленина о том, что «кино является высочайшим из искусств». Восторженными ...