Наука и образование

Культура и искусство » Культурная революция в СССР » Наука и образование

Страница 2

Продвигалось вперед строительство школ и в деревне. Здесь в 1933-1940 гг. в строй вступило 19 тыс. зданий, рассчитанных примерно на 4,3 млн. ученических мест. Преобладали небольшие помещения, ибо в сельской местности свыше четверти школ имели лишь по одному учителю и в среднем по 40 учеников. В ряде областей, в том числе в Мурманской, Рязанской и даже Московской, работали школы, где на одного учителя приходилось всего несколько учеников». [Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941 / Борисов Ю.С, Ермаков В.Т., Фомин А.И. и др. - Отв. ред. М.П. Ким; АН СССР Ин-т истории СССР. - М.: Наука, 1988.-с.96-129]

Музыка

«Как никогда прежде, огромное влияние на музыку, оказали политические события первой половины 20 столетия».

«Классическая, симфоническая и оперная музыка СССР эволюционировала от революционных экспериментов 20-х к более академическому стилю Сталинского периода.

В 1932 году был основан Союз композиторов СССР, который стал как главным организационным, так и главным цензурным органом советской музыки.

В сталинские времена не одобрялась слишком экспериментальная, не доступная массам музыка. В прессе по поводу таких премьер появлялись разгромные статьи (см. например «Сумбур вместо музыки», Об опере «Великая дружба»), исполнение «вредных» вещей прекращалось на длительный срок. Композиторов, досадивших цензуре, могли исключить из Союза Композиторов, что резко ограничивало возможности для работы; бывали случаи, когда ССК распускался вовсе из-за таких скандалов».

«Многие композиторы и исполнители были отправлены в нацистские концентрационные лагеря из-за своих убеждений, было много ограничений и запретов на музыку, которая была создана. Многие, спасаясь от сложившихся обстоятельств, вынуждены были иммигрировать».

«В то же время, в СССР сложилась система общедоступного музыкального образования, вырастившая многих талантливых композиторов и исполнителей. Были открыты десятки музыкальных учебных заведений, среди них Московская, Калининградская, Ленинградская и другие филармонии. Советская опера и советский балет высоко ценились в мире, как оркестры и военные ансамбли (Ансамбль песни и пляски Российской армии, Виртуозы Москвы, Государственная симфоническая капелла)».[ «Классическая музыка 20-го века».

Следует рассказать о некоторых композиторах.

«Многие из них не смогли показать весь свой потенциал, например Дмитрий Дмитриевич Шостакович - русский советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель, крупнейший композитор XX века, оказавший огромное влияние на развитие мировой музыкальной культуры, который несмотря на все свои заслуги, имел очень сложные отношения с властью и вынужден был писать в двух стилях - симфонии для власти, и более мелкие работы, такие, как струнные квартеты, в которых проявлял собственные взгляды и стиль».

«Первое опубликованное сочинение Шостаковича было написано в 1922 году, в возрасте 16-и лет. Это известные в наше время "Три фантастических танца". В то время Шостакович вынужден был подрабатывать игрой на сеансах немого кино, несмотря на то, что получал стипендию в консерватории. Его дипломная работа - Первая симфония - сразу привлекла к себе внимание зрителей. С неё началась широкая известность Шостаковича. В последующие годы созданы симфонии, оперы "Нос" и "Леди Макбет Мценского уезда", балеты "Золотой век", "Болт", "Светлый ручей", написана музыка к спектаклям и кинофильмам.

Живая мысль композитора упрямо пробивалась сквозь наносное, чуждое духу русского искусства. Молодой Шостакович с успехом выступает и как пианист: исполняет не только свою музыку, но и классику. В 1937 году Шостаковичем создана Пятая симфония - это итог длительных поисков своего выразительного языка, своей темы в музыке. Открывается период зрелости композитора. Успех приносят Шостаковичу и произведения последних лет: Шестая симфония, квинтет, музыка к фильмам "Выборгская сторона", "Великий гражданин", "Человек с ружьём"».[«Музыка СССР».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Идеология модерна
Начнем с того, что возникло новое отношение человека к миру - отношение субъекта к объекту, "когда сущее в целом интерпретируется и оценивается от человека и по человеку" [2, с.50]. Следствием такой мировоззренческой позиции ста ...

Культура XX века
Ушедший ХХ век занимает исключительное место в истории человечества. Главной тенденцией, наиболее ярко характеризующей исторический процесс в XX столетии, является постоянное движение к объединению, интернационализации всех сфер жизни общ ...

Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с вы ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация