Неопластицизм в архитектуре и живописи

Культура и искусство » Неопластицизм как направление в абстрактном искусстве » Неопластицизм в архитектуре и живописи

Страница 1

Якобус Иоганнес Питер Оуд (9 февраля 1890, Пурмеренд — 5 апреля 1963, Вассенаар) — нидерландский архитектор и теоретик архитектуры, один из главных представителей функционализма в архитектуре.

Учился на архитектурных факультетах университетов в Дельфте и Амстердаме у Петруса Губерта Кийперса и у Теодора Фишера в Мюнхене. В 1914 году обосновывается в Лейдене, где знакомится с Тео ван Дуйсбургом.

В 1917—1921 годы Якобус Оуд член группы «Стиль»(De Stijl), cотрудничает с ван Дуйсбургом с его художественном журнале «De Stijl», публикуя в нём статьи по современной архитектуре(в 1917-1920 годах).

С 1918 по 1933 год занимает должность городского архитектора Роттердама. Кварталы спроектированных Оудом в этом городе зданий и их окрестностей принесли ему международную известность и сделали одним из ведущих архитекторов т. н. «интернационального стиля».

В 1954 году Я. И. П. Оуду присваивается звание почётного доктора архитектуры при Техническом университете в Дельфте.

Знаменитые строения Якобуса Оуда:

Роттердам, квартал «Хок ван Голланд» 1924-27

Роттердам, ресторан «Де Уние» 1925

Роттердам, квартал «Кифхок» 1929

Амстердам, Монумент на центральной площади города Дам, 1949

Штутгарт, квартал «Вайсенхоф» 1927

Гаага, здание Конгрессов, 1956-63

Тео Ван Дусбург (1883 – 1931)

Знаменитый голландский художник, архитектор, урбанист и теоретик неопластицизма. Настоящее имя Кристиан Эмиль Мария Куппер (Christian Emil Marie Kupper). Родился 30 августа 1883 года в Утрехте. Проявил себя как художник-универсал и критик-искусствовед. Как поэт выступал под псевдонимом И. К. Бонсет, как философ - под псевдонимом Альдо Камини. Около 1913 заинтересовался проблемами интеграции чистой живописи и архитектуры. Сильное впечатление на Ван Дусбурга оказали работы художника Пита Мондриана, вместе с которым в 1917 году он создал группу и журнал "Стиль" ("De Stijl"), знакомивший с идеями и произведениями мастеров одноименного творческого объединения. В числе формальных приемов живописи группы "Стиль" - локальное заполнение геометрических фигур, размещенных на нейтральной плоскости, чистыми цветами, которые составляют основу спектра. Концепция "Стиля" была подробно разработана и описана Ван Дусбургом в многочисленных статьях и лекциях, а стилистические приемы этого искусства нашли широкое применение в архитектуре 20 века. Члены группы "Стиль" работали самостоятельно в различных городах мира, некоторые из них не были даже знакомы между собой.

Всех их объединяло знакомство с Дусбургом и вера в теорию элементаризма. Дусбург являлся идейным вдохновителем группы Стиль", разработчиком концепции и пропаганды рационализма, защищал геометрическую и скульптурную архитектуру в противовес картинному ее восприятию. Рациональное направление группы "Стиль" представляло оппозицию картинным эффектам экспрессионизма архитектурной школы Амстердама. В 1926—1928 годах ван Дусбург совместно с Хансом Арпом и Софией Тобер-Арп работал над перестройкой и оформлением ночного ресторана, кинотеатра и дансинга «Л'Обетт» в Страсбурге, в котором трактует абсолютно все плоскости, следуя законам неопластицизма. Модульность пластики здесь выражена плоскостью или прямоугольной призмой посредством живописи (применение открытых, локальных цветов - красный, желтый, синий, и противоположных - белый, черный, серый). По профессии ван Дусбург был архитектором, живописи же учился самостоятельно.

Картина Тео ван Дусбурга "Арифметическая композиция". Ощущение движения и перспективы создается чередой пронзительно черных квадратов на белом фоне. В действительности художник использовал простой математический расчет - стороны каждого квадрата и расстояния между ними равны половине измерений предыдущего квадрата. Художник создал совершенную в своей изысканности метафору пространства. Использование законов, заимствованных из точных наук, отвечало его особенному тяготению к архитектуре. Скончался Тео ван Дусбург 7 марта 1931 года в Давосе. Смерть Дусбурга ознаменовала конец группы "Стиль". Несмотря на кратковременность существования группы и преимущественно теоретическую ее ориентацию, творчество архитектора до сих пор продолжает влиять на мировую архитектуру и занимает в ней значительное место. Концепции пространства, основанные на выходе из двухмерности плоскости картины и добавлении третьего измерения, будучи в органической связи с архитектурой, которые выделил и определил Тео ван Дусбург, остаются живыми, состоятельными и сегодня.

Барт ван дер Лек

Голландский художник. Один из основателей движения <Стиль> (<De Stiji>) в 1917, ван дер Лек, получивший образование художника-витражиста, обратился к живописи не сразу. Мало затронутые новыми художественными тенденциями, его первые картины, свидетельствующие об оригинальном видении, датируются 1912-1913; это плоскостные фризовые композиции, упрощенные по формам и написанные в несколько цветов (Продавец фруктов, Оттерло, музей Крёллер-Мюллер). Эти черты придают сюжету - уже очень стилизованному - монументальный характер. Под влиянием древнеегипетского искусства (Работа в порту, 1916), ван дер Лек приходит к еще большему схематизму в Буре, в которой сочетаются плоскости красного, синего, желтого и черного цветов; формы очень стилизованы, композиция основана на горизонтали и вертикали, а сюжет также трактован предельно абстрактно. Эту работу отметит Мондриан, с которым художник познакомится в 1916. Влияние Мондриана заметно в триптихе Шахта (1916, Гаага, Муниципальный музей), в котором отсутствует четкий сюжет и ослаблен пластический язык; на черном фоне боковых частей и белом - центральной части расположены красные, синие и желтые, горизонтальные, вертикальные и диагональные штрихи, создающие ритмы. В 1917 в Композицииях Выход с завода, Оттерло, музей Крёллер-Мюлер основные элементы приведены в порядок и пронумерованы: на белом фоне 73 черты одинаковой ширины, красные, голубые, желтые или черные, размещены в прямоугольнике по группам. В этом же году ван дер Лек участвует в основании журнала Стиль и, в частности, публикует статью в первом его номере. Но в 1918 он отходит от движения, но тем не менее углубляет свои поиски. Композиция (1918-1920, Амстердам, Гор. музей) состоит только из восьми геометрических фигур: четырех квадратов и четырех треугольников.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Художественные образы. Орнамент
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которое проявляется во всем, начиная с вы ...

Мастерская Верроккьо
Мастерская Верроккьо находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, р ...

Церковь
Церковь, конечно, внесла лепту в формирование брачного права. Поначалу долгое время брачная церемония была вполне языческой. И после принятия Русью христианства священник был нежелательным участником брачного пира. "Языческие обычаи ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация