История возникновения Национального музея Республики Башкортостан

Культура и искусство » Национальный музей Республики Башкортостан » История возникновения Национального музея Республики Башкортостан

Страница 1

История Национального музея Республики Башкортостан - это не только судьбы и жизненные пути людей, создавших его, но и история его фондов, коллекций и предметов, хранящихся или выставленных в экспозиционных залах, и чем разностороннее и богаче фонды музея, тем богаче и ярче его история.

Россия после победы в Отечественной войне 1812 года переживала небывалый подъем национального самосознания и интереса к науке и культуре. Этот процесс выражался в создании новых высших учебных заведений, организации первых музеев в России. Принципиально новым явлением для этого времени стало обращение к собственной истории и культуре, стремление отдельных представителей русской общественности собрать отечественные древности, произведения национального искусства, сделать их доступными для публики с помощью музейных экспозиций.

В связи с этим значительный интерес представляют первые проекты организации публичных музеев, исходившие снизу, от общественно-национального (универсального музея), разработанные Ф. Аделунгом (1817 г.), а затем В. Вихманом (1812 г.) и П. Свиньиным (1829 г.), а также эстетического музея и картинной галереи (авторы проектов С.Т. Шевырев и Н.П. Погодин 1831 г., А.С. Добровольский 1836 г., Е.Д. Тюрин 1855г.). Хотя названные проекты не были реализованы, их появление свидетельствовало о нарождающейся потребности в подобных музеях.

На местах большую роль в организации первых музеев сыграли члены Статистических комитетов, созданных для сбора и анализа данных экономического, социального положения местного края. Члены этих комитетов потратили много сил и энергии для решения задач просвещения и воспитания народа, отбросившего позор крепостничества, широко шагнувшего в европейскую культуру.

В первой половине ХIХ века, как в Центральных районах России, так и на ее окраинах просвещение, наука и культура делают значительный шаг вперед. Уфа не остается в стороне от этого процесса. Превращение ее в губернский центр, увеличение населения, рост промышленности и торговли, потребности администрации и церкви в кадрах вызвали появление первых учебных заведений, библиотек, типографий, периодической печати.

Так, например, в сентябре 1789 года открывается Главное народное училище, в 1799 году в Уфу из Оренбурга переехало малое училище, в 1818 году преобразованное в Уфимское уездное училище, в 1828 году учреждается Уфимская губернская гимназия, в 1860 году открывается казенное женское училище, в 1936 году открывается первая публичная библиотека, в 1801 году основывается губернская типография, в 1838 году в типографии был отпечатан первый номер газеты “Уфимские губернские ведомости" и т.д.

В 1834 году в Уфе был учрежден Губернский Статистический комитет, а с него то и началась история музея. Статистические комитеты в 60-х годах ХIХ века, получили самостоятельный, более высокий статус, чем комитеты при губернских канцеляриях и занимались сбором и анализом статистических данных губернии по различным вопросам жизни и деятельности населения. Это был новый, свежий поток информации о населении, о природных ресурсах, промышленности и т.д.

В России в этот момент уже имелось фактическое наличие музеев при Статистических комитетах губерний. Идея создания музея в Уфе возникла по инициативе нескольких членов Статистического комитета при содействии губернатора Григория Сергеевича Аксакова.

В историческом очерке Уфимского губернского музея, составленном членом комитета музея А.А. Пеккером в мае 1891 года, написано: ”Главным двигателем этого дела (имеется ввиду создание музея) в то время были бывший губернатор Г.С. Аксаков; члены Статистического комитета Бух К.А., Гурвич Н.А., Пеккер А.А., Власов В. И.”.

В Уставе комитета Уфимского губернского музея, утвержденным Министром Государственных имуществ 21 января 1888 года и дополненным 14 июля 1893 года в параграфе 8 написано: “Состав комитета, Почетными членами признаются лично, как учредители музея: Григорий Сергеевич Аксаков, Константин Андреевич Бух, Андрей Борисович Иваницкий, Николай Александрович Гурвич”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Наиболее значимые русские иконы Богородицы
К наиболее почитаемым иконам Богородицы на Руси можно отнести несколько сотен икон, однако, мы в нашем изложении остановимся лишь на нескольких знаковых для русской культуры и истории икон: Владимирская икона Божией матери, которая была о ...

Духовная жизнь Японии
Индийская и китайская цивилизация на протяжении веков оказывала немаловажное влияние на соседние страны и народы. И хотя это влияние имело разносторонний характер, а на периферии упомянутых 2–ух мощных культурных центров ощущается знакомс ...

Творчество Ле Корбюзье, 1938-1952
В период 1938-1952 гг. Ле Корбюзье переключается на разработку крупных проектов, имеющих важнейшее социально-художественное значение. Вторая мировая война изменила мировосприятие великого архитектора, он продолжал использовать прежние иде ...

ИНТЕРЕСНОЕ

Народные промыслы

Произведения русского народного искусства могут многое рассказать о русском характере...

Музыка как вид искусства

Народное творчество вообще и народная музыка в частности, зародившееся в древности...

Навигация